Неклассическая философия XIX в. это этап в развитии философской мысли, непосредственно предшествующий современной философии. Основной чертой философии этого периода является иррационализм - представление о том, что решающий фактор в поведении людей, познании, истории это не рациональное, а иррациональное, бессознательное начало. Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение и т.д. Наиболее полное воплощение иррационализм получил в работах А.Шопенгауера, С.Керкегора, Ф.Ницше, Л.Шестова.
Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) – немецкий философ. Изучал теологию в Гейдельберге, затем слушал в Берлине лекции Гегеля. Основная работа: «Лекции о сущности религии».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) родился в семье немецкого государственного служащего. Был семейным учителем, затем ректором гимназии в Нюрнберге и, наконец, профессором в Берлине. В число основных работ Гегеля входят: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) всю жизнь провел в Восточной Пруссии в Кенигсберге (ныне Калининград). Среди его работ наибольшее значение имеют «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
Немецкая классическая философия (конец XVIII – начало XIX вв) представляет собой завершающий этап развития классической европейской рационалистической философии. Наиболее значимые представители: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах.
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716 гг.) родился в Лейпциге в семье профессора местного университета. Основные философские сочинения: «Новые опыты о человеческом разумении», «Теодицея», «Монадология». Лейбниц завершает развитие рационалистически ориентированной философии XVII в.
Рене Декарт (1596-1650 гг.) – французский философ, один из основоположников рационалистической философии Нового ыремени. Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике — в самосознании. «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum») — вот самое достоверное из всех суждений. Согласно Декарту, можно сомневаться во всем, кроме того, что существует сомневающийся. Это утверждение и получило название принципа сомнения.
Родоначальником эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.). Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.
Важнейшим фактором изменения общественного сознания в новое время
оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое
естествознание. XVII век обычно называют эпохой научной революции.
Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования,
связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением
влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в
Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения —
с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается на науку. В
философии на первый план выходят проблемы теории познания —
гносеологии.
Начиная с XIV—XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений,
знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем
Возрождения. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековью, настаивая на
возрождении античной культуры, оно возникло как итог развития
средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не
были свойственны античности.