Готфрид Вильгельм Лейбниц Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716 гг.) родился в Лейпциге в семье профессора местного университета. Основные философские сочинения: «Новые опыты о человеческом разумении», «Теодицея», «Монадология». Лейбниц завершает развитие рационалистически ориентированной философии XVII в.
Монадология Лейбница. Одной из основных идей Лейбница является идея непрерывности: нельзя допускать «в мире существование пустых промежутков, отвергающих великий принцип достаточного основания и заставляющих нас при объяснении явлений прибегать к чудесам или чистой случайности». Значит между идеальным и материальным тоже нет непроходимой грани. Поэтому Лейбниц вместо двух субстанций Декарта вводит бесконечное число субстанций, которые он называет монадами.
Монады в учении Лейбница — это что-то вроде кирпичиков мироздания. Но они имеют духовную природу и обладают внутренними и внешними отличиями, Двух одинаковых монад не существует. Идеальное и материальное в учении Лейбница связаны между собой бесконечным рядом незаметных переходов. Это переходы от монад, которые являются чистыми духами, к монадам, в которых подлинная духовность еще не проснулась.
Лейбниц считал, что не может быть двух монад, которые могли бы иметь когда-нибудь какие-нибудь причинные отношения между собой; когда кажется, что у них есть такие отношения, то это лишь видимость. Монады, как он говорит, «не имеют окон». Это приводит к ряду трудностей. Например, из понимания восприятия, которое, по-видимому, является действием воспринятого объекта на воспринимающего. Лейбниц считал, что каждая монада отражает Вселенную не потому, что Вселенная воздействует на нее, но потому, что Бог дал ей такую природу, которая самопроизвольно порождает этот результат. Между изменениями в одной монаде и изменениями в другой существует «предустановленная гармония», что и производит видимость взаимодействия.
Монады образуют иерархию, в которой одни возвышаются над другими по их ясности и отчетливости, с какой они отражают Вселенную. Во всех них имеется некоторая степень смутности в восприятии, но количество смутности изменяется в соответствии с достоинством монады. Человеческое тело полностью составлено из монад, каждая из которых является душой и каждая из которых бессмертна, но есть одна господствующая монада, представляющая то, что называется душой человека, частью тела которого она является. Изменения в человеческом теле происходят ради господствующей монады.
Теодицея Лейбница. Лейбниц пишет сочинение «Теодицея», («оправдание бога») в котором оправдывает Бога перед лицом существующего в мире зла. Он утверждает, что в этом самом совершенном мире зло есть неизбежный спутник и условие добра. А главная мысль Лейбница в том, что в этом мире добро значительно превосходит зло. И перевес добра над злом в этом мире больше, чем во всех других возможных мирах. Мир «возможен», если он не противоречит законам логики. Существует бесконечное число возможных миров, каждый из которых Бог созерцал прежде, чем сотворил действительный мир. Будучи добрым, Бог решил сотворить лучший из возможных миров, а Он считал, что лучшим должен быть тот, в котором добро значительно превышает зло. Он мог бы сотворить мир, не имеющий зла, но он не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Именно поэтому, наш мир – «лучший из миров».