Становление оригинального русского философствования. Славянофилы и западники
Русская философия переживает период своего расцвета в конце XIX – первой половине XX вв. После революции развивается по преимуществу в среде эмиграции. Особенности русской философии: 1) Осмысление кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов философствования. 2) Борьба против абстрактности классической мысли, против «отвлеченных начал». 3) Критика рационализма западной философии, предвосхищение ею антисциентистских, антирационалистических движений европейской мысли, оформившихся между двумя мировыми войнами. 4) Проблема взаимосвязи космоса, природы, человека, Бога, истории и познания была центральной в русской религиозно-космологической метафизике. 5) Религиозный характер философии, поскольку русская философия не занимается обоснованиями религии, а исходит из нее как из реального факта. Первая философская дискуссия в России разворачивается в середине XIX в. вокруг западничества и славянофильства. Философские искания и возникающие в связи с этими исканиями попытки осознания действительных противоречий общественного развития России становятся предпосылками как западничества (Виссарион Григорьевич Белинский, Александр иванович Герцен, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин), так и славянофильства (Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Константин Сергеевич Аксаков). Начало этому спору положили западнические работы Петра Яковлевича Чаадаева(1794-1856 гг.). Чаще всего, главным итогом философии Чаадаева считают обоснование идеи избранничества, особой духовной миссии России. Философские взгляды Чаадаева изложены в восьми «философических письмах». Чаадаев впервые в русской истории связал вопросы сознания, культуры и смысла истории в единую проблему человеческого бытия, которое имеет иерархическую структуру. Вершина - Бог; Его эманацией является всеобщее сознание, отождествляемое с сознанием надындивидуальным. Следующая сфера - сознание индивидуальное. Самый низкий уровень - природа как феномен человеческого восприятия и деятельности. Надындивидуальное, коллективное сознание, с одной стороны, это незамутненная ясность, приближающаяся к божественному ведению, а с другой стороны - это та сфера духовной социальности, которая является основой жизнедеятельности и представляется как самоочевидное. Вслед за Декартом эту сферу духовности Чаадаев называет «врожденными идеями», с которых начинается вхождение человека в мир. Путь к Богу у Чаадаева - не аскеза и индивидуальное самосовершенствование, а, напротив, стремление к преодолению в человеке индивидуального начала. По Чаадаеву, человеческая история есть вечное пребывание одного «коллективного человека». Согласно Чаадаеву, выпадение России из всеобщего единства, народные предрассудки, подчинившие христианство, разрушили самую главную особенность нормально функционирующего человеческого сознания, т.е. его коммуникативно-диалогическую природу, что и привело к трагедии изолированного мышления. Противники западнических идей славянофилы считали, что Россию в целях оздоровления ее социальности нужно вернуть к началам православия, которые они видели в Киевской и Московской Руси. В их представлении основными ячейками социального организма старой Руси были небольшие общины, основанные на общем землевладении, согласии, общих обычаях. Концепция славянофилов, в которой подчеркивалось значение старорусского «мира» с общенародной общностью земли, веры и обычаев, противостояла апологии рационализма у западников. В признании мышления первичным по отношению к бытию, выведении бытия из факта мышления (а не наоборот), в изоляции познающего от познаваемой действительности, в исключительно понятийном познании, от которого ускользает реальность усматривали основной недостаток рационализма. Славянофилы создали оригинальную социально-философскую концепцию. Гарантом воли как творческой активности служили традиции, обычаи, руководившие жизнью общины. Но в таком случае государство как «внешняя форма» социальности оказывалось противоположным традиционным формам социальных связей. Принципу «внешней правды» государства, гражданского права, социальной этики и эстетики славянофилы противопоставили концепцию «органичной» общности, православной «соборности» с ее началом любви. «Соборный разум» у Хомякова не есть культ безликого коллектива, но – «всецелый», цельный разум как совокупность индивидуальных мышлений, который только и может достичь знания «разумной цельности сущего... понимания истинной и живой действительности». Индивиду с его «точкой зрения» доступны лишь «полуправды», которые оборачиваются «неправдой».