Пятница, 17.05.2024, 14:00
Философия - любовь к мудрости
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [43]
Бесплатные игры, фильмы, сериалы
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Мои статьи

Интерпретация познания в феноменологии Э.Гуссерля
Феноменология — направление в  западной философии, которое создано на рубеже XIX—XX вв. Эдмундом Гуссерлем (1859-1938 гг.), а затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в 10-30-х годах XX в. Учение о сознании, его феноменах, учение о методе - главное достижение и новшество философии Э. Гуссерля.

Эдмунд Гуссерль

К главным для феноменологии характеристикам сознания и метода относятся следующие:
1. Сознание есть бесконечный и необратимый поток — поток переживаний. Соответствующее методологическое требование: при исследовании сознания следует научиться как бы «плыть вместе» с потоком, принимать в расчет его непрерывность и необратимость.
2. Будучи непрерывным потоком, сознание, однако, заключает в себе хорошо различимые формообразования, части, имеющие вид целостностей. Это и есть феномены, единицы сознания, доступные вычленению и относительно самостоятельному изучению.
3. Сознание характеризуется направленностью на предметы, или интенциональностью. Оно всегда есть «сознание о чем-либо».
4. На пути к более конкретному анализу предметностей сознания должны быть «отодвинуты в сторону» физические, психологические, индивидуальные стороны переживаний. Все эти моменты первоначально рассматриваются в феноменологии с парадоксальной целью: их вычленяют, описывают для того, чтобы расчистить путь к «чистому сознанию».
6. Благодаря отношению сознания к предметности и интенциональпому анализу высвечивается «смыслодающая» функция сознания. Всякое языковое выражение обретает смысл только благодаря тому, что оно «полагает», «мнит» какой-либо предмет. Предметы сознания ни в коем случае нельзя путать с «вещами» вне сознания.
Феноменологическая редукция. Своих философских предшественников Гуссерль упрекает в том, что он остался в плену психологизма, не сумев редуцировать, отсечь от философии те эмпиристские моменты, которые препятствуют продвижению к «чистому сознанию». Чтобы их избежать, необходимо, согласно Гуссерлю, последовательно осуществить феноменологическую редукцию, т. е. применить особые методологические процедуры, помогающие «заключить в скобки» все аспекты, не относящиеся к анализу «чистого сознания» и его феноменов, воздержаться от их рассмотрения (воздержание - термин, который в этом случае применял Гуссерль).
Феноменологическая редукция включает два главных шага, этапа. Первый (эйдетическая редукция) подразумевает «лишение значимости» — разумеется, только методологическое и только в пределах феноменологии — всех высказываний о мире, а также всех тезисов наук о мире. Результатом первого этапа редукции становится последовательное методическое продвижение от мира к Я, к сознанию.
Второй шаг (собственно феноменологическая редукция) требует двигаться именно к «чистому сознанию», к «чистой субъективности» — посредством воздержания от всех естественнонаучных, исторических пониманий человеческого Я и сознания. И только когда обе редукции будут последовательно осуществлены, возможен, но Гуссерлю, собственно феноменологический анализ. Его результаты — это все те основные черты феноменологической модели сознания, которые были схематично рассмотрены ранее. Итак, феноменологическая редукция — совокупность предварительных методологических процедур, с помощью которых феноменолог продвигается к «чистому сознанию», расчищает и формирует поле исследования.
Гуссерль придавал большое значение способности сознания предоставлять нам вещи в качестве «данностей сознания». Когда мы созерцаем какой-либо предмет или какую-либо сущность, то возможны две процедуры. Первая — мы только полагаем, «интендируем» предмет, другая — мы знаем, что именно этот предмет нам дан; тогда имеет место «исполнение интенции». На этом основано знаменитое требование Гуссерля осуществить возврат «к самим вещам» (zu den Sachen selbst), которое стало своеобразным лозунгом феноменологического движения. Его не следует понимать буквально. Имеется в виду возврат от абстрактных мыслительных сущностей, которые по преимуществу интересовали прежнюю науку и философию, к переживаниям, к непосредственным данностям сознания, к интуиции сущностей, к данности вещей через «изначальное сознание».

Каталог запорной арматуры

Случайные статьи:

  1. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции
  2. Антропологизм Л.Фейербаха
  3. Немецкая классическая философия и ее роль в историко-философском процессе
Категория: Мои статьи | Добавил: blood48 (13.06.2010)
Просмотров: 3168 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz