Начиная с XIV—XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековью, настаивая на возрождении античной культуры, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности. Гуманизм и проблема индивидуальности. В эпоху Возрождения, напротив, отдельный индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, нежели в Средние века. Он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастают новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Иногда утверждают, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. Таким образом, в эпоху Возрождения резко меняется представление о человеке. У философов Возрождения человек должен сам решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь — не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. В эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для Средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. Пантеизм как специфическая черта Возрождения. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы, которая трактуется пантеистически. В переводе с греческого пантеизм означает «всебожие». Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. Эту позицию отстаивали, например, Джордано Бруно и парацельс. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей. Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401—1464 гг.). Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию платонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, единое характеризуется через противоположность «иному», не-единому. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «Единое есть все». Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение (все) от Творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же — как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) — максимума и минимума.