Иммануил Кант (1724-1804 гг.) всю жизнь провел в Восточной Пруссии в Кенигсберге (ныне Калининград). Среди его работ наибольшее значение имеют «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Рационализм Канта и эмпирическая наука. Свою задачу философа Кант видел в том, чтобы показать, почему столь незыблемы основания экспериментальной науки. Эта проблема возникла, поскольку ряд английских философов (Д,Юм) пытались показать, сто опыт ни как не может привести к истинному теоретическом узнанию. Кант соглашался с этим, и считал, что знание не может происходить из самого опыта. Однако это не означает, что наши знания не истинны, просто то, что упорядочивает опыт, придает ему общезначимость находится не в объекте, а в субъекте. То есть, «формы», которые упорядочивают и структурируют наш опыт таким образом, что он подчиняется общезначимым принципам, проистекают не из познаваемых нами вещей, а из нас самих. Это положение и называется коперниковским поворотом в философии. Кант предполагает, что всем людям присущи одни и те же фундаментальные «формы». Поэтому у каждого человека любое знание должно формироваться с помощью одних и тех же форм. В этом смысле формы являются общезначимыми и необходимыми. К числу таких форм относятся время, пространство, причинность. Наше познание вещей всегда должно нести на себе отпечаток пространства, времени и причинности. Как условие возможности познания и опыта, «формы» априорны, то есть, даны до опыта. Итак, Кант опровергает то, что называл эмпирицистским скептицизмом. Но традиционный рационализм (метафизика) также не имеет твердого основания и, следовательно, не является наукой. Дело в том, что рационалисты пытаются выйти за границы опыта к трансцендентному, к тому, что лежит за границами чувственного опыта. Эту сущность любой вещи, недоступную для эмпирического изучения, Кант называет «вещью в себе» или «ноуменом» в отличие от того, чем эта вещь является «для нас», «феноменом» доступным то есть в нашем познании. Разум может познавать только феномены, а в области ноуменом имеет значение только вера. Трансцендентное, как недоступное разума у Канта противопоставлено имманентному, то есть присущему самому познающему субъекту. Кант приводит два аргумента для обоснования своей точки зрения. С одной стороны, мы не можем чувственно воспринимать трансцендентное (которое выходит за границы нашего возможного опыта), так как то, что трансцендентно, лежит вне чувственного опыта. С другой стороны, согласно Канту, когда рационалисты выдвигают теоретические аргументы - например, за или против существования Бога, то аргументы за и против являются одинаково весомыми. Этот теоретический тупик (антиномия) также показывает, что невозможно знать что-нибудь о трансцендентном. При этом Кант не считает, как радикальные эмпирицисты, что он покончил с метафизикой. Напротив, Кант полагает, что метафизические вопросы являются неизбежными. Их постановка - часть человеческой натуры. Однако мы никогда не получим на них научного ответа. Этика у Канта. Свобода человека. В качестве данного Кант берет то, что существует норма «ты должен». Это долженствование не может возникнуть из опыта. Ведь, во-первых, по Канту, опытное не включает в себя нормативное, и, во-вторых, опытное никогда не является полностью достоверным. Итак, это безусловное моральное обязательство «ты должен» укоренено в нас точно так же, как трансцендентальные формы: пространство, время, причинность и т.д. Это означает, что каждый человек подчинен данному моральному обязательству. Кант устанавливает фундаментальное различие между тем, что мы воспринимаем, и вещью в себе. Воспринимаемое представляет сферу необходимости, потому что здесь все постигается в свете причинных отношений. Это же относится и к человеку. В той мере, в какой мы воспринимаем наше собственное эго, мы понимаем его как причинно обусловленное. Но сознание, которое осознает, не является сознанием, которое осознается (то есть самосознанием). В отношении самосознания, (то есть сознания, которое осознается), мы не можем сказать, что оно причинно обусловлено, так как причинная детерминация является результатом подведения явлений под наши трансцендентальные формы, и самосознание заведомо не воспринимается нами таким образом. Верно, что мы можем обратиться к предыдущему состоянию сознания, но только потому что мы сейчас, в текущем акте рефлексии, сами являемся сознанием, которое осознает, а не воспринимаемым сознанием. Итак, сознание, которое осознается, так называемое трансцендентальное эго, представляет собой вещь в себе. Следовательно, трансцендентальное эго относится к сфере свободы в противоположность эмпирическому эго, которое относится к сфере необходимости. Как разумное существо, человек подчиняется абсолютным моральным обязательствам в форме законов, которые он как автономное существо устанавливает для себя на основе разума. Кант говорит, что это безусловное моральное обязательство обладает статусом категорического императива. Этот императив имеет следующую форму: Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. скачать книгу скачать программу скачать видео урок