Немецкая классическая философия и ее роль в историко-философском процессе
Немецкая классическая философия (конец XVIII – начало XIX вв)
представляет собой завершающий этап развития классической европейской
рационалистической философии. Наиболее значимые представители: Иммануил
Кант, Иоганн Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг
Фейербах. Для этого периода характерно стремление к построению целостной системы философского знания. Считается, что представителями немецкой классики созданы наиболее сложные и разветвленные системы в истории философии. Философия каждого из представителей немецкой классики — разветвленная система идей, принципов, концепций, связанных с предшествующей философией и новаторски преобразующих философское наследие. Эти философы пытаются понять мир в целом, их прежде всего интересует онтология, они строят учение о бытии, которое определяет гносеологию и антропологию. Особенности немецкой классической философии: 1. Сходное понимание роли философии в истории человечества и развитии мировой культуры. Философия призвана осуществить критическое осмысление всей человеческой деятельности. Гегель: «Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Она должна мыслью все существенные особенности развития мира природы и человеческого бытия. При этом все проблемные разделы философии объединены идеей культурно-цивилизующей, гуманистической миссии философии. Философию превозносят еще и потому, что мыслят ее как строгую и систематическую науку. Однако философия не просто опирается на науку, подчиняясь критериям научности, но и сама определяет методологию науки. 2. Немецкая классическая философия придала философии облик специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой связаны в единое целое. Но, несмотря на сложность, именно немецкая классическая философия смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики. 3. Благодаря немецкой классической философии было поколеблено господство метафизического метода. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому диалектическому методу мышления и познания, предполагающему осмысление развития всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности. 4. Для понимания истории используются рациональные критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически. Считается возможным выделить некоторые закономерности и законы истории. Законы истории понимались как принципы исторической «разумности». Вместе с тем, немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, «духа», мышления. 5. В своем рассмотрении человека и истории эта философия четко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. При этом она не просто декларирует гуманистические принципы, но и пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов.