С точки зрения прогрессистов человечество внутренне едино в своих
истоках и сущности, поэтому развитие человеческой истории - единый
процесс и идет от простого к сложному, подчиняется единому ритму.
Единство это может быть обусловлено природными причинами (Г.Спенсер,
О.Конт), может восходить к единой сверхприродной основе (Гегель), может
проистекать из того первоначального взаимодействия природы и
нарождающейся социальности, которое затем развертывается в содержательно
и структурно единые стадии исторического процесса (марксизм). Читать статью целиком
Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель - получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированных фактов и событий. Предмет истории как науки - реальный исторический процесс, как он складывался и развивался во взаимодействии отдельных стран и государств.
Философы обязаны считаться с конкретными событиями истории, результатами и выводами исторической науки. Но предметом их исследовательского интереса выступает другой круг проблем: имеет ли история смысл и в чем он состоит? Куда, к какой цели «ведет» страну или мир история? В чем заключается направленность исторического процесса? Читать статью целиком
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и регуляции общественной жизни. Культуре присущи качество системности, наличие общих смыслообразующих принципов, осознанность культурных образцов, знаково-символическая форма их функционирования. Читать статью целиком
В отличие от конкретного эмпирического человека, одного из многих (индивида), личность с философской точки зрения есть степень воплощенности в отдельном человеке сущности человека. Личность - это человек, осуществивший выбор, несущий в себе некоторый образ и пытающийся реализовать его в конкретной эмпирической ткани своего жизненного пути. В понятии "сущность человека" как идеале воплощены стремления человека к абсолютному добру, абсолютной истине, красоте, свободе, в конечном итоге - к абсолютному бытию. Читать статью целиком
Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком.
Проблема человека не является чисто теоретической проблемой, для размышления над которой выкраивается время на досуге; это практическая, жизненная проблема. Оказываясь в критической ситуации, человек каждый раз решает вопрос о смысле своего существования. Читать статью целиком
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Познание – это многосторонний, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями процесс.
Противоречивость познания связана со спецификой его форм и характером связей между ними.
В гносеологии выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание. Эти формы знания зачастую рассматривались как два последовательных этапа его формирования. Читать статью целиком
Возникновение целостной органичной системы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Становление представляет собой, по Платону, среднее состояние между ничто и бытием, вернее, единства бытия и ничто. Становление — это и отсутствие качества и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества. Читать статью целиком
Термин «детерминация» происходит от латинского determinare, означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он первоначально обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Но такое изменение употребления термина «детерминация» путем приписывания ему объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового значения. Читать статью целиком
Бытие - самая общая философская категория. Иметь бытие - значит существовать.
Впервые этот термин предложил древнегреческий философ элейской школы Парменид. Бытие в философии Парменида рассматривается как истинное сущее. Оно самодостаточно, лишено чувственных качеств и его можно постигать только умом. В то же время бытие сравнивается с шаром, который не имеет пространственных границ. Бытие - это мысль. Читать статью целиком
Идейное течение западной гуманитарной мысли, оказывающее в последнюю четверть XX века сильнейшее влияние на литературоведение Западной Европы и США. Получил такое название, поскольку пришел на смену структурализму как целостной системе представлений и явился его своеобразной самокритикой, а также в определенной мере естественным продолжением и развитием изначально присущих ему тенденций. Постструктурализм, тем не менее, сосуществует как со структурализмом, так и с постмодернизмом: относимые к постструктурализму авторы (Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Бодрийяр) считаются классиками постмодерна. Развести эти два явления сложно; постструктурализм в опр. степени является рез-том реализации постмодернистских интенций в отношении к тексту, языку, знаковой деятельности человека. Читать статью целиком
Структурализм первоначально сложился в языкознании и
литературоведении в 30-е гг. XX в. Основы структурной лингвистики были
разработаны швейцарским филологом Фердинандом де Соссюром и
изложены в его книге «Курс общей лингвистики». В отличие от прежних
представлений о языке, когда он рассматривался в единстве и даже
зависимости от мышления и внешнего мира, а его внутренняя организация во
многом игнорировалась, соссюровская концепция ограничивается изучением
именно внутреннего, формального строения языка, отделяя его от внешнего
мира и подчиняя ему мышление.
Альбер Камю (1913-1960 гг.) - французский писатель и философ. Наиболее
известные литературные тексты: «Посторонний», «Чума». Философские: «Миф
о Сизифе», «Бунтующий человек».
Жан-Поль Сартр (1905-1980 гг.) – французский философ и писатель.
Один из наиболее значительных представителей экзистенциализма.
Наиболее известные работы: «Бытие и ничто», «Проблема метода».
Философская концепция Сартра близка к философии Хайдеггера. Угол зрения,
под которым рассматривает человека и его бытие Хайдеггер, обозначен
термином Dasein (вот-бытие, присутствие).
Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) - австрийский врач и психолог,
основоположника психоанализа. В области теории его концепция стала
предметом внимания социологов, философов, лингвистов, специалистов в
области философии культуры.
Основные работы: «Введение в психоанализ», «Толкование сновидений»,
«Недовольство культурой».
Сфера психического, по Фрейду, включает в себя не только сознание, но и бессознательное,
с которым сознание постоянно взаимодействует.
Иван Александрович Ильин (1883-1954 гг.) – русский религиозный
философ. Основные работы: «Философия Гегеля как учение о конкретности
Бога и человека», «Путь духовного обновления», «О сопротивлении злу
силою».
Философию Ильина часто определяют как неогегельянство.
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965 гг). - русский
философ-персоналист.
Основные работы: «Обоснование интуитивизма», «Условия абсолютного добра.
Основы этики», «Свобода воли», «Ценность и бытие. Бог и царство Божие
как основа ценностей».
Основа философии Лосского - гносеологическое учение, объединенное с
онтологией и получившее название интуитивизма.
Лев Шестов (Л.И.Шварцман) (1866–1938 гг.) русский
философ-иррационалист. Основные работы: «Апофеоз беспочвенности», «На
весах Иова», «Афины и Иерусалим».
Николай Александрович Бердяев (1874—1948 гг.) — наиболее
известный в мире русский религиозный философ XX в.
Основные работы: «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»; «О
рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии»; «Истоки и
смысл русского коммунизма»; «Русская идея» ; «Философия свободы».
Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.) – немецкий
философ-экзистенциалист. Основные тексты: «Бытие и время», «Введение в
метафизику», «Что значит мыслить?», «Пролегомены к истории понятия
времени».
Мартин Хайдеггер
Как говорилось ранее, глубокий кризис европейской культуры и
самого бытия европейского человечества заставил многих мыслящих людей
того времени задуматься над обусловленной самим ходом истории сменой
духовных ориентиров и ценностей, затрагивающей мир жизни, ощущений,
ориентации индивида, т. е. само его существование. Читать статью целиком
Феноменология — направление в западной философии, которое
создано на рубеже XIX—XX вв. Эдмундом Гуссерлем (1859-1938 гг.), а
затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в
10-30-х годах XX в. Учение о сознании, его феноменах, учение о методе -
главное достижение и новшество философии Э. Гуссерля.
Основы концепции прагматизма были заложены американским философом Чарлзом
Пирсом (1839-1914 гг.).
Чарльз Пирс
Главная проблема прагматизма (от греч. «дело») - отношение
знания, убеждения и действия. Пирс считал, что нужно не только
уметь рассуждать определенным образом, но и обладать способностью
принимать определенные положения в качестве руководства к действию. А
потому считать картезианский принцип радикального сомнения базовым
положением для философии нельзя: ведь сомнение по природе своей не ведет
к решительному практическому действию. Читать статью целиком
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос,
окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое.
Наиболее выдающимися представителями данного направления были Николай
Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович
Вернадский.
Николай Федорович Федоров
В философских взглядах Н.Федорова (1828-1903 гг.) переплетаются
религиозно-христианский подход к пониманию основ бытия и стремление
создать проект всемирного спасения. Все главные идеи Федорова изложены в
его труде «Философия общего дела». Читать статью целиком