Идейное течение западной гуманитарной мысли, оказывающее в последнюю
четверть XX века сильнейшее влияние на литературоведение Западной Европы
и США. Получил такое название, поскольку пришел на смену структурализму
как целостной системе представлений и явился его своеобразной
самокритикой, а также в определенной мере естественным продолжением и
развитием изначально присущих ему тенденций. Постструктурализм, тем не менее, сосуществует как со
структурализмом, так и с постмодернизмом: относимые к
постструктурализму авторы (Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Бодрийяр) считаются
классиками постмодерна. Развести эти два явления сложно;
постструктурализм в опр. степени является рез-том реализации
постмодернистских интенций в отношении к тексту, языку, знаковой
деятельности человека. Хронологические рамки постструктурализма и постмодернизма достаточно условны: появление постструктурализма и постмодернизма принято связывать с массовыми студенческими и профсоюзными волнениями во Франции в мае-июне 1968 г. Важная роль этих событий в том, что при их осмыслении проявилась ограниченность структуралистского подхода к человеку, невозможность объяснить реализующийся конфликт консервативных и леворадикальных умонастроений, исходя из структурного понимания человеческого сознания. Универсализм и академизм структурализма становятся объектом тотальной критики. И хотя в постструктурализме сохраняется отношение к культуре как к тексту и ориентация на анализ и интерпретацию текстуальных явлений культуры, сам подход к тексту радикально меняется. Объектом рассмотрения и анализа становится все, что осталось за пределами структурного осмысления. Это прежде всего контекст - та совокупность индивидуальных явлений и черт, которая стоит за текстом и определяет его. Это динамика, изменчивость, которая не схватывается при структурном анализе. Это те элементы текста, которые предстают как несистемные, уникальные, нерасчленяемые. Это тотальное «отрицание структурности» воплотилось в ряд общих черт, которые и позволяют определить постструктурализм как культурное явление. 1. Отношение к человеку. В понимании человека в постструктурализме и постмодернизме на первое место выходят несистемные, неструктурируемые явления. Источником таких человеческих проявлений мыслится его субъективность, индивидуальные особенности психики, воля, понимаемые не через психоаналитич. бессознательное, а, скорее, через ницшеанский волюнтаризм, отражающий активное взаимодействие человека с непонятным и враждебным окружением с целью реализации его волевого стремления к доминированию над этим окружением. Для постструктурализма ключевой категорией, характеризующей человека, является желание как универсальная форма проявления стремления человека к коммуникации с окружением, определяющая все формы индивидуального и коллективного действия, социальной и культурной действительности. 2. Отношение к человеческому сообществу. В постструктурализме общество и культура предстают как поле тотального проявления отношений «власть — подчинение»; власть, реализующаяся и как воля к доминированию, и как стремление к упорядоченности, структурированности, устойчивости, единству усматривается и раскрывается постструктурализмом во всех культурных элементах. Власть реализует себя на всех уровнях человеческих взаимоотношений — от политической доктрины конкретного государства до конкретной коммуникативной ситуации. В выявлении этой реализации и противопоставлении ей уникальности, множественности, разобщения постструктурализм видит свою главную задачу. 3. Отношение к тексту. Именно в тексте находят проявление две вышеуказанные интенции, и понимание текста есть прежде всего их выявление. Предложенная Деррида «деконструкция» текста подразумевает его фундаментальное разложение на элементарные формы во всех планах: композиционном, сюжетном, стилистич., психологическом и последующую «сборку» — интерпретацию, выявляющую в нем то, что внесено в этот текст конкр. контекстом его создания, желанием его создателя и то, что сам его автор не видит или о чем старается умолчать, но что обнаруживает себя как «след» дискурса власти. Для постструктурализма становятся важными в тексте не структурируемые его элементы, сближающие его с другими текстами (хотя сравнит, анализ остается), а то уникальное, несистемное, маргинальное, что реализовалось в тексте внесознательно и понимается интуитивно. Постструктурализм стремится усмотреть в тексте то, что привнесено в него последующими интерпретациями и что является уже «следом следа», объяснить сходное в тексте не структурной универсальностью, а взаимовлиянием текстов, заимствованием, аллюзией, игрой, неосознанным косвенным цитированием. Для постструктурализма повторяемость и устойчивость элементов текста и стоящих за ними представлений являются не свидетельством структурной универсальности, но проявлением диффузии, «кочевья» отдельных элементов, идей, образов, мимесиса, реализующегося не как подражание природе, а как подражание (осознанное или неосознанное) другому тексту. 4. Отношение к знаку. Знак в постструктрализме выступает как полная противоположность самому себе — он есть не указание на предмет или смысл, а, наборот, указание на его отсутствие. 5. Отношение к метафизике и науке. Объективность, логичность, верифицируемость научного познания рассматриваются постструктурализмом как фикция, порожденная опорой на авторитет, выступающий как власть. Выделенные тенденции позволяют дать лишь общую характеристику постструктурализму и постмодернизму как направлениям в осмыслении культуры, которые продолжает существовать, видоизменяться и самоопределяться. постструктурализм, как и постмодернизм, воплощает «кризисное сознание», возникающее в условиях исчерпанности опр. онтологич. и гносеологич. парадигмы (в данном случае — новоевропейской), и как таковой направлен на критич. осмысление прошлого опыта в рамках нового мировосприятия.
Данный пост — одно из редких исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо Вам. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)