Термин «детерминация» происходит от латинского determinare, означающего
«определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он
первоначально обозначал операцию определения предмета через выявление и
фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже
детерминацию в философии стали понимать как формирование, становление
объективных признаков предмета под действием объективных факторов.
Но такое изменение употребления термина «детерминация» путем
приписывания ему объективного статуса с необходимостью вело и к
изменению его смыслового значения. Детерминация в объективном
смысле уже означает не определение, ограничение или отделение, а
обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями,
процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают
определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений. Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи. Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм. Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта. Не отрицая значения категорий детерминизма в научном познании, они настаивают на субъективности познания: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру. Как уже отмечалось, основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Признаки причинного отношения: 1. Наличие между двумя явлениями отношения производства или порождения. Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение и существование. 2. Причинное отношение характеризуется однонаправленностью или временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. 3. Необходимость и однозначность. Если причина возникает в строго определенных фиксированных внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определенное следствие, и это имеет место независимо от локализации этого причинного отношения в пространстве и времени. 4. Пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как определенная цепь причинно связанных событий.