Средневековая схоластическая философия. Спор об универсалиях
Слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова «schole». Этапом схоластики в европейской философии считаются IX-XV вв. Для схоластики характерно убеждение в том, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо только правильно истолковать их. Именно в этом контексте философию называли «служанкой богословия». Основной задачей схоластики, таким образом, было рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии. Соответственно этому два основных источника схоластики: христианский монотеизм и античная философия. Основные черты схоластики: 1) Теоцентризм, т. е. центр внимания – Бог, который создаёт мир из ничего актом своей воли. 2) Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. 3) Логицизм. Он проявлялся и в том, что обсуждению подвергались не практические вопросы, а или вопросы богословского характера, или абстрактные проблемы взаимоотношения понятий, и в том, что метод рассуждения сводился к установлению тонких различий смысла понятия. Основным принципом схоластики иногда считают совпадением между строем текста и строем бытия. «Отцом схоластики» принято считать философа Иоанна Скота Эриугену (ок. 810—877 гг.). Главный труд Эриугены «О разделении природы. В этой работе Эриугена выделяет четыре ступени бытия, причем и первой, и последней из них оказывается Бог. Таким образом, Эриугена хотел обосновать мировую гармонию, в которой с Бога все начинается и им же завершается. Вторым «отцом схоластики» считается Ансельм Кентерберийский (1033—1109 гг.). Мышление должно быть подчинено вере, считал он, но и вера ищет разум, видя в нем свою опору. Особое внимание к обоснованиям разума определяется у Ансельма главной задачей схоластики — прояснить основы христианства и сделать возможным обучение христианской догматике. Ансельм первым стал работать над рациональным доказательством бытия Бога. Он предложил так называемое «онтологическое доказательство». Ансельм утверждает, что Бог является наибольшим объектом мысли. А если так, то он не может не существовать. поскольку то, что не существует меньше того, что существует. Таким образом, Ансельм выводит факт существования Бога из мысли о нем. Основной проблемой схоластики была проблема существования универсалий, то есть общих понятий. Сторонники реализма, основанного на философии Платона, считали, что идеи не менее, а более реальны, чем вещи. Сторонники номинализма, восходившего к Аристотелю, утверждали, что реально существуют только отдельные тела и вещи. И универсалии в таком случае — это только имена (лат. «номина»). Точка зрения, примиряющая обе эти крайности, называется концептуализмом (Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)). Универсалии не обладают самостоятельным существованием, но получают некоторую реальность в качестве понятий в сфере ума. Обобщающее учение об универсалиях, являющееся умеренным реализмом, дал Фома Аквинский (ок. 1226—1274 гг.).