Среда, 18.12.2024, 21:51
Философия - любовь к мудрости
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [43]
Бесплатные игры, фильмы, сериалы
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Мои статьи

Средневековая схоластическая философия. Спор об универсалиях
Слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова «schole». Этапом схоластики в европейской философии считаются IX-XV вв. Для схоластики характерно убеждение в том, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо только правильно истолковать их. Именно в этом контексте философию называли «служанкой богословия». Основной задачей схоластики, таким образом, было рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии. Соответственно этому два основных источника схоластики: христианский монотеизм и античная философия.
Основные черты схоластики:
1) Теоцентризм, т. е. центр внимания – Бог, который создаёт мир из ничего актом своей воли.
2) Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом.
3) Логицизм. Он проявлялся и в том, что обсуждению подвергались не практические вопросы, а или вопросы богословского характера, или абстрактные проблемы взаимоотношения понятий, и в том, что метод рассуждения сводился к установлению тонких различий смысла понятия. Основным принципом схоластики иногда считают совпадением между строем текста и строем бытия.
«Отцом схоластики» принято считать философа Иоанна Скота Эриугену (ок. 810—877 гг.). Главный труд Эриугены «О разделении природы. В этой работе Эриугена выделяет четыре ступени бытия, причем и первой, и последней из них оказывается Бог. Таким образом, Эриугена хотел обосновать мировую гармонию, в которой с Бога все начинается и им же завершается.
Вторым «отцом схоластики» считается Ансельм Кентерберийский (1033—1109 гг.). Мышление должно быть подчинено вере, считал он, но и вера ищет разум, видя в нем свою опору.
Особое внимание к обоснованиям разума определяется у Ансельма главной задачей схоластики — прояснить основы христианства и сделать возможным обучение христианской догматике.
Ансельм первым стал работать над рациональным доказательством бытия Бога. Он предложил так называемое «онтологическое доказательство». Ансельм утверждает, что Бог является наибольшим объектом мысли. А если так, то он не может не существовать. поскольку то, что не существует меньше того, что существует. Таким образом, Ансельм выводит факт существования Бога из мысли о нем.
Основной проблемой схоластики была проблема существования универсалий, то есть общих понятий. Сторонники реализма, основанного на философии Платона, считали, что идеи не менее, а более реальны, чем вещи. Сторонники номинализма, восходившего к Аристотелю, утверждали, что реально существуют только отдельные тела и вещи. И универсалии в таком случае — это только имена (лат. «номина»).
Точка зрения, примиряющая обе эти крайности, называется концептуализмом (Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)). Универсалии не обладают самостоятельным существованием, но получают некоторую реальность в качестве понятий в сфере ума.
Обобщающее учение об универсалиях, являющееся умеренным реализмом,  дал Фома Аквинский (ок. 1226—1274 гг.).

Tubesheat - комплекты для обогрева трубопроводов

Случайные статьи:

  1. Историческая реальность в философском анализе
  2. Учение о методе Р.Декарта
  3. Средневековая схоластическая философия. Спор об универсалиях
Категория: Мои статьи | Добавил: blood48 (11.06.2010)
Просмотров: 10581 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 2.3/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz