Рене Декарт
(1596-1650 гг.) – французский философ, один из
основоположников рационалистической философии Нового времени.
Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт
поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще. Декарт
убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и
незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом
разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике — в самосознании. «Мыслю,
следовательно, существую» («Cogito ergo sum») — вот самое
достоверное из всех суждений. Согласно Декарту, можно сомневаться во
всем, кроме того, что существует сомневающийся. Это утверждение и
получило название принципа сомнения. Читать статью целиком
Родоначальником
эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон
(1561—1626 гг.).
Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного
познания. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому
роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон
подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит
свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека
над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание —
сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Читать статью целиком
Важнейшим фактором изменения общественного сознания в новое время оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. XVII век обычно называют эпохой научной революции. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается на науку. В философии на первый план выходят проблемы теории познания — гносеологии. Читать статью целиком
Начиная с XIV—XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековью, настаивая на возрождении античной культуры, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности. Читать статью целиком
Фома Аквинский (ок. 1226—1274 гг.) происходил из знатного неаполитанского рода. Монах бенедектинского ордена. Крупнейший средневековый философ. Учение Фомы Аквинского принято называть томизмом. Наиболее известные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Согласно Фоме Аквинскому постижение Бога возможно через его творения, а не наоборот. Эта точка зрения позволила Фоме Аквинскому построить систему христианской философии, опирающуюся на философию Аристотеля. Читать статью целиком
Слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова «schole». Этапом схоластики в европейской философии считаются IX-XV вв. Для схоластики характерно убеждение в том, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо только правильно истолковать их. Именно в этом контексте философию называли «служанкой богословия». Основной задачей схоластики, таким образом, было рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии. Читать статью целиком Tubesheat - готовые комплекты для обогрева в
... Читать дальше »
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Являлся учеником Платона Открыл в Афинах философскую школу – Ликей. Сочинения: «Метафизика» «О душе», «Физика», «Категории».
Философию Аристотель определяет как науку «о причинах и началах», или как науку о «сущем как таковом». Он выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категориального аппарата науки и философии.
Учение Аристотел
... Читать дальше »
Платон (настоящее имя – Аристокл) (428-427 - 347 гг. до н. э.) - философ, один из основателей западноевропейской философской традиции. Основные тексты: «Апология Сократа», «Пир», «Государство», «Законы». По большей части они представляют собой диалоги главным участником которых является Сократ. В своих диалогах предложил новую трактовку бытия. Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но, в отличие от элеатов, бытие у Платона предстает как множественное. Причем это множественное является не материальным, физическим, а идеальным, состоящим из бестелесных «идей», что делает Платона родоначальником идеализма в философии. Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно, не существует (так
... Читать дальше »
Сократ (470/469 и умер в 399 г. до н.э.) – афинский философ. Не оставил ни одного письменного сочинения. Его философия известна только по работам его учеников, прежде всего, Платона. Казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов. Открытие сущности человека. Если физики пытались определить сущность вещей, то Сократ размышлял, прежде всего, о сущности человека. По его мнению, человек - это его душа. А под «душой» Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Если сущность человека — это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души, стремлению к добродетели. Добродетель – это то, что делает нечто благим и совершенным, или, скорее, некую активность, или способ бытия, который ведет к совершенст
... Читать дальше »
Парменид Элейский (вторая половина VI - начало V в. до н.э.) — основоположник элейской школы. Главное сочинение – поэма «О природе».
Первые греческие философы, размышляя о природе вещей, строили космологические модели, в которых все наблюдаемые явления объяснялись как происходящие из некоторого вещественного первоначала. Сходные воззрения разрабатывает и Парменид, трактуя космос как образованный действием двух стихий — эфирного Огня (Света), легчайшего и тонкого, и тяжелой и плотной Ночи. Однако этот привычный круг представлений квалифицируется Парменидом как «путь мнения», которому он противопоставляет «путь истины», открывающий новые горизонты философского поиска. Философское мышление, ищущее необходимость в мире, само должно, по Пармениду, обладать внутренней необходимостью. Однако всякая мысль,
... Читать дальше »
Гераклит (Темный) (VII-VI вв. до н.э.) греческий философ родом из Эфеса. До нас дошли только некоторые отрывки из его текстов и устные свидетельства. Борьба противоположностей. Философы милетской школы обратили внимание на универсальный динамизм вещей, на то, что вещи возникают, растут и гибнут, но лишь Гераклит глубоко раскрыл эту тему. Наиболее известное изречение: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит». Основываясь на этой мысли Гераклит приходит к идее существования как перехода от одной противоположности к другой: холодные вещи раскаляются, горячие охлаждаются, влажные высыхают, сухие увлажняются и так далее. Именно на основании этих утверждений Гераклита называют диалектик
... Читать дальше »
Спецификой ранней греческой философии является ее стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Поэтому первых греческих философов, представителей так называемой милетской школы (VI в. до н. э.), называли «физиками», от греческого слова physis — природа.
Фалес Милетский
Фалес Милетский. Он был первым. кто поставил вопрос о начале, из которого возникает все существующее. Первопричиной всего полагал воду. Она есть и то, из чего проистекает все сущее, и то, во что все возвращается. Вода остается неизменной при всех превращениях конкретных вещей. Анаксимандр был учеником Фалеса. Известен фрагмент из его трактата «О природе», первого в западной философской традиции научного сочинения в прозе. Анаксимандром углубляется проблематика первоначала. Он видит в воде уже нечто производное и полагает началом бесконечное – апейрон - н
... Читать дальше »
Возникновение древнегреческой философии. Ее общая характеристика. Античная философия – совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом и древнеримском обществах начиная с VI в. до н.э. (Фалес Милетский) и заканчивая VI в. н.э. (закрытие Академии в 529 г.). Возникновению философии способствовала полисная структура Древней Греции. Отличительной чертой полиса является публичность наиболее важных процессов общественной жизни. Первые признаки философского осмысления мира можно обнаружить уже у Гомера. Его поэмы характеризуют мировоззренческая направленность, прославление мудрости. Важную роль в становлении философских представлений сыграла поэма Гесиода «Теогония». Она проложила путь к разработкам философской космологии. Для античной философии характерны следующие особенности: 1) Космоцентризм античной филсоофии – преждметом философии является – познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и челове
... Читать дальше »
Можно выделить три основных подхода к рассмотрению истории философии: 1. История философии как непрерывный прогресс познания. Впервые серьезное исследование исторического развития философии провел крупнейший немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (начало XIX в.). По его мнению, многообразие философских систем не исключает, а, напротив, предполагает их внутреннее единство. Все философские системы, на его взгляд, представляют собой моменты развития «Абсолютной идеи», «Абсолютного Духа». Таким образом, признается ценность каждой философской системы, но в то же время подчеркивается ее относительность. Философия каждой новой эпохи все лучше и лучше понимает мир. Завершением этого процесса постепенного приближения к истине Гегель считал свою философскую систему. 2. Философия как выражение общественного сознания. Эта точка зрения берет начало в работах К.Маркса (середина XIX в.). Философия, согласно этому подходу, находится в определенной зависимости от особенностей общественного б
... Читать дальше »
Существующие в философии концепции и направления включают в себя и исследуют различные группы философских проблем, которые непосредственно и составляют части и разделы философского знания, представляющие структуру современной философии: 1. Онтология – учение о бытии (с греч. онтос – сущее, бытие; логос – учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, о его первопринципах. Многообразие онтологических учений можно условно свести позициям: материализму, рассматривающему в качестве основы бытия материю, и идеализму ставящему в основу дух и идею. 2. Гносеология – учение о познании (от «гносис» – знание). Это философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Учение о непознаваемости мира называют агностицизмом. 3. Философская антропология (от греч. «антропос» – человек) – учение о человеке. Занимается анализом проблем человека, его природы и сущ
... Читать дальше »
Выделяют разные функции, но наиболее значимыми можно назвать следующие: Мировоззренческая – философия формирует мировоззрение в целом и выполняет роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения. Методологическая - состоит в том, что выступает общим методом для других видов и форм знания. Философия разрабатывает и предлагает различные способы и подходы человека к действительности, выступает общей методологической базой для частных видов знания и человеческой деятельности. Гносеологическая - философия формирует способ познавательного отношения человека к миру. Она дает общие установки на познание, разъясняет смысл основных понятий познавательной деятельности. Философия совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает сам механизм мышления, пополняет понятийный аппарат, что также способствует повышению культуры мышления. Ценностно-ориентирующая или аксиологическая – заключается в том, что философия приобщает человека к миру дух
... Читать дальше »
Термин «философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». Мудростью древние считали умение связывать одни явления с другими, представлять мир в целостности как космический порядок. Мудрость рассматривалась и как стремление к особо возвышенному, интеллектуальному труду, к постижению мира, основанному на служении истине. Считают, что первым назвал себя философом Пифагор (VI в. до н. э.). Считается, что древнегреческий философ Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, первым вводит понятие «философия» как профессиональный термин. Он определяет философию как знание, которое должно исследовать конечные причины бытия и наилучшие способы познания мира. Философия возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции; на Востоке – в Древней Индии и Китае; на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. Первоначально философия включала все виды и формы знания. Философия пытается найти ответы на следующие
... Читать дальше »