ГераклитГераклит (Темный) (VII-VI вв. до н.э.) греческий философ родом из Эфеса. До нас дошли только некоторые отрывки из его текстов и устные свидетельства.
Борьба противоположностей. Философы милетской школы обратили внимание на универсальный динамизм вещей, на то, что вещи возникают, растут и гибнут, но лишь Гераклит глубоко раскрыл эту тему. Наиболее известное изречение: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит».
Основываясь на этой мысли Гераклит приходит к идее существования как перехода от одной противоположности к другой: холодные вещи раскаляются, горячие охлаждаются, влажные высыхают, сухие увлажняются и так далее. Именно на основании этих утверждений Гераклита называют диалектиком. Между противными сторонами вечно идет война. Но коль скоро реальность любой вещи в становлении, война обнаруживает себя как сущность всего. Но речь идет о такой войне, которая в какой-то момент есть мир, т.е. контраст, который вместе с тем и гармония. Вечное течение вещей и универсальное становление раскрываются как гармония контрастностей, как вечное умиротворение воюющих сторон и наоборот.
Противоположности соединяются в гармонии: «Дорога вверх и дорога вниз есть та же самая дорога»; «Одно и то же — живое и мертвое».
Огонь как первоначало. Гераклит полагает огонь фундаментальным началом, а все остальное рассматривает как трансформации огня. Огонь наиболее явным образом воплощает характеристики вечного изменения, контраста и гармонии. Он живет смертью горящего, продолжается в трансформациях золы, дыма, пара; он есть вечные нужда и сытость.
Идея логоса. Буквально «логос» означает «слово». Но понятие логоса у Гераклита приобретает особый вид.
Познание логоса. Согласно Гераклиту, логос представляет собой результат интеллектуального усилия. Логос скрыт от большинства людей, которые, тем не менее, постоянно с ним соприкасаются.
Логос в понимании Гераклита — то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Видимо, это одна из первых формулировок, где идея первоначала смыкается с идеей всеобщего закона управляющего сущим.