Спецификой ранней греческой философии является ее стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Поэтому первых греческих философов, представителей так называемой милетской школы (VI в. до н. э.), называли «физиками», от греческого слова physis — природа.
Фалес МилетскийФалес Милетский. Он был первым. кто поставил вопрос о начале, из которого возникает все существующее. Первопричиной всего полагал воду. Она есть и то, из чего проистекает все сущее, и то, во что все возвращается. Вода остается неизменной при всех превращениях конкретных вещей.
Анаксимандр был учеником Фалеса. Известен фрагмент из его трактата «О природе», первого в западной философской традиции научного сочинения в прозе.
Анаксимандром углубляется проблематика первоначала. Он видит в воде уже нечто производное и полагает началом бесконечное – апейрон - нечто, лишенное границ как внешних, так и внутренних. Апейрон дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Это бесконечное начало выступает как божественное, ибо оно бессмертно и неразрушимо.
Мир, согласно Анаксимандру, возникает как результат борьбы противоположностей, прежде всего тепла и холода.
Анаксимен полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное — воздух, воздушная безграничная субстанция. Конденсируясь, воздух охлаждается и превращается в воду, затем в землю; ослабляясь и расширяясь, он нагревается и становится огнем.