Парменид Элейский (вторая половина VI - начало V в. до н.э.) — основоположник элейской школы. Главное сочинение – поэма «О природе».
Первые греческие философы, размышляя о природе вещей, строили космологические модели, в которых все наблюдаемые явления объяснялись как происходящие из некоторого вещественного первоначала. Сходные воззрения разрабатывает и Парменид, трактуя космос как образованный действием двух стихий — эфирного Огня (Света), легчайшего и тонкого, и тяжелой и плотной Ночи. Однако этот привычный круг представлений квалифицируется Парменидом как
«путь мнения», которому он противопоставляет
«путь истины», открывающий новые горизонты философского поиска.
Философское мышление, ищущее необходимость в мире, само должно, по Пармениду, обладать внутренней необходимостью. Однако всякая мысль, имеющая дело с изменчивым видимым миром, сама изменчива и непостоянна и представляет собой лишь правдоподобное «мнение». Обладать внутренней обязательностью, согласно Пармениду, может лишь «чистая» мысль, коренящаяся в себе самой и свободная от всяких ссылок на видимое.
Предметом философского мышления, выводящим за пределы видимого мира с его движущимся многообразием является бытие как таковое: вещи могут быть такими или иными, но прежде всего они просто «есть»; бытие вещей образует умопостигаемую предпосылку любой их конкретной определенности.
Таким образом, Парменид впервые разработал понятие бытия, играющее одну из главных ролей в категориальном аппарате западной философии на протяжении всей ее истории. Ему же принадлежит формулировка принципа тождества мышления и бытия («мыслить и быть одно и то же») — реально лишь то, что мыслимо, а то, что немыслимо, не существует. В частности, утверждает Пармнид,
небытия не существует, ибо оно немыслимо и невыразимо.
Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое — то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и без конца. Бытие неизменно, неподвижно и во всем равно.
Единственная истина, следовательно, состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее только «пустые имена».
Зенон Элейский
Зенон Элейский (ок. 490 - ок. 430 до н.э.) - древнегреческий философ, представитель элейской школы. Из его книги дошли лишь фрагменты и некоторые свидетельства.
Зенон столкнулся с попыткой противников Парменида высмеять его теорию. Поддерживая позицию Парменида Зенон выдвигает аргументы против движения и множественности. Аргументы 3енона были ориентированы на доказательство наличия действительных противоречий в состоянии вещества, времени и пространства как состоящих из реально раздельных частей.
Логические парадоксы Зенона принято называть «апориями» (например: Ахиллес никогда не догонит черепаху; летящая стрела – покоится: и т.д.).