СократСократ (470/469 и умер в 399 г. до н.э.) – афинский философ. Не оставил ни одного письменного сочинения. Его философия известна только по работам его учеников, прежде всего, Платона. Казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов.
Открытие сущности человека. Если физики пытались определить сущность вещей, то Сократ размышлял, прежде всего, о сущности человека. По его мнению, человек - это его душа. А под «душой» Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение.
Если сущность человека — это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души, стремлению к добродетели.
Добродетель – это то, что делает нечто благим и совершенным, или, скорее, некую активность, или способ бытия, который ведет к совершенству любое существо, создавая из него то, чем оно должно быть. Добродетель, по Сократу, не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это — знание и познание, в то время как порок — лишенность знаний, а значит, невежество.
Этика Сократа. Из тезисов Сократа следуют выводы, часто называемые «парадоксами», которые здесь уместно будет прояснить.
1) Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество. Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Эти два положения получили название «сократовского интеллектуализма».
2) До Сократа общепринятым было представление о различных добродетелях в их множественности. Одна — справедливость, другая — честность, третья — воздержанность и т.д. Более того, добродетели воспринимались как основанные на привычках, обычаях и как принятые в обществе. Сократ же попытался подчинить все, относящееся к человеческой жизни и ее ценностям, власти разума.
3) Сократ хорошо видел, что человек по своей природе ищет всегда собственного блага и, когда делает зло, то делает это не ради зла, а потому, что хочет извлечь выгоду, т.е. благо. Сказать, что зло не осознано, означает, что человек склонен обманываться в ожидании добра для себя, что ведет к ошибке в расчете, и в конечном счете, он — жертва ошибки, т.е. невежества, незнания.
Таким образом, познание, по Сократу, есть необходимое условие благого дела, доброго поступка, ибо, если не знаешь блага, то и не знаешь, как действовать во имя добра. Однако, полагая знание необходимым условием, Сократ считает его и достаточным. Сказать: «вижу и одобряю лучшее, но, действуя, придерживаюсь худшего» - решительно невозможно для Сократа. Кто видит и понимает необходимым образом лучшее, тот его реализует. Грех, не только для Сократа, но и для всей античной философии, есть ошибка разума, непонимание истинного блага.