Четверг, 19.12.2024, 01:55
Философия - любовь к мудрости
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [43]
Бесплатные игры, фильмы, сериалы
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Мои статьи

Экзистенциальная философия С.Керкегора

Серен Керкегор

Серен Керкегор (Кьеркегор, Киркегор) (1813-1855 гг.) – датский философ, основатель экзистенциализма – философии существования. Его основным вкладом в развитие философской культуры считается решительное размежевание с классическими философскими традициями Нового времени.
Основные работы: «Или – или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Философские крохи».
Специфика философствования С.Керкегора. Тексты Керкегора мало чем напоминают типичные для нового времени абстрактные и построенные по меркам научности философские трактаты. Кьеркегор концентрировал внимание на том, что происходит в недрах человеческой личности, причем личностный мир самого философа, его наполненная страданиями жизнь оказалась призмой, сквозь которую он стремился рассматривать все происходящее в окружающем мире. Свою философию Кьеркегор называл экзистенциальной (от лат. существование), — что значило: он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить. Категории жизни, страха, смерти, выбора, вины, которые как бы стояли на обочине классической философии, Кьеркегор одним из первых расположил в самом центре философствования.
Отрицание гегелевской философии. Каждое время, рассуждал Керкегор, обладает какой-то внутренней безнравственностью. Главную безнравственность своей эпохи Кьеркегор видел в том, что индивидууму рекомендовалось отрешиться от себя, отдаться во власть чего-то внешнего (общества, класса, церкви, духа и т. д.) и делать это с энтузиазмом и радостью. Духовным феноменом, концентрированно воплотившим эту безнравственность эпохи, Керкегор считал как раз абсолютистскую философию Гегеля и его последователей. Основным объектом критики был «панфилософизм», согласно которому философия считается венцом, высшей мудростью культуры, выражением объективного разума и разумности истории. Между тем обычному человеку с его тревогами и бедами нечего ждать от философии, которая стремится примерить человека и мир.
С панфилософизмом, тесно связан «панрационализм». С позиций этих воззрений главное в философии и, соответственно, в культуре есть отстаивание универсальных прав, полномочий и возможностей разума и тех философских дисциплин (например, логики), которые занимаются проецированием разума в действительность, самопознанием разума и доведением его до разума практического, т.е. законодательствующего в социально-нравственной области. Керкегоровская критика собирается в главном пункте обвинения: тяготея к абсолютному, объективному, превращая реального человека в познающую логическую машину, философия становится не просто бесполезной, но сугубо вредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями.
Правда, философия прошлого много рассуждала о человеческом Я и подчас ставила его в центр мира и философствования. Однако коренной недостаток философии прошлого Кьеркегор усматривал в том, что в них всегда шла речь о «неподлинном» — сконструированном, далеком от жизни философском Я. Между тем новая философия, о начале которой возвещает Кьеркегор, обязана так поставить и решить проблемы Я и мира, чтобы самоопределение человека не ограничивалось областью рационально познанного и познаваемого, укладываемого в формулы науки и логики. Я как центр философии — это живой реальный человек и то, что для него в жизни главное: страх, преодоление страха и греховности, бытие, выбор, смерть.
Критикуя Гегеля за растворение человеческой индивидуальности в истории мирового духа, Кьеркегор противопоставлял объективной диалектике Гегеля свою субъективную диалектику. Ее целью является постижение экзистенции в ее конкретности. На жизненном пути человека Кьеркегор различает три стадии — эстетическую, этическую, религиозную. Для перехода от этической стадии к религиозной необходим иррациональный «скачок». Религиозная вера понимается им как парадоксальное, алогичное переживание одновременно и неповторимости собственной экзистенции, и безмерности бога; полной свободы человека, выбирающего самого себя, и абсолюта, перед лицом которого индивид испытывает «страх и трепет».
Библейское сказание об Аврааме рассматривается Кьеркегором как пример «телеологического отстранения этического», то есть «скачка», перехода от этической стадии к религиозной. По Кьеркегору, Авраам «действует в силу абсурда, поскольку это тот самый абсурд, по которому он как индивид выше общего». Если Авраам начнет размышлять, то поставит веру под сомнение, сочтет требование бога соблазном, откажется от преступного с точки зрения этики действия. Мышление, этические требования принадлежат общему, тогда как вера является парадоксом. Необъяснимо, как Авраам пришел к парадоксу веры, необъяснимо и то, что он продолжает находиться в нем. Вывод Кьеркегора: вера лежит за пределами всеобщих категорий мышления и этических норм.
Абсолютность христианского предания означает, что доказательства здесь неуместны: оно из тех фактов, которые либо принимают, либо отвергают без обсуждений. Максимум того, что можно обосновывать, — это то, что здесь оснований не может быть.
Скачать сборник

Случайные статьи:

  1. Учение о методе Р.Декарта
  2. Учение о монаде Г.Лейбница
  3. «Коперниковский поворот» И.Канта
Категория: Мои статьи | Добавил: blood48 (12.06.2010)
Просмотров: 3352 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Pirat002  
0
Очень хотелось бы пообщать с автором написанной статьи ! Пусть он меня найдёт и свяжется -
ICQ:
580819553
vkontakte.ru/id28100457
Skype : pirat0023

Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz