Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965 гг). - русский
философ-персоналист.
Основные работы: «Обоснование интуитивизма», «Условия абсолютного добра.
Основы этики», «Свобода воли», «Ценность и бытие. Бог и царство Божие
как основа ценностей».
Основа философии Лосского - гносеологическое учение, объединенное с
онтологией и получившее название интуитивизма.
Николай Онуфриевич Лосский
Лосский исходит из того, что ни рационализм, ни эмпиризм по причине неустранимого субъективизма не могут уверенно говорить о существовании мира. Чтобы преодолеть эту ситуацию гносеология должна отказаться от предпосылки рационализма и эмпиризма, согласно которой субъект и объект обособлены друг от друга так, что объект находится за пределами процесса знания и посылает в сферу этого процесса только свои действия или свои копии, прирожденные субъекту. То есть гносеология должна исходить из единства субъекта и объекта. В принципе мыслима такая точка зрения, согласно которой объект и субъект не подчинены друг другу и в отношениях друг с другом обладают самостоятельностью. Но они все же образуют неразрывное единство. Этот путь Лосский и называет интуитивизмом. Лосский считает, что всякое переживание, называемое словом «знание» есть переживание о чем-любо. То есть в переживании должна присутствовать не копия объекта, а сам этот объект. В противном случае вступает в силу прежнее различение субъекта и объекта. «Все имманентно всему». Интуитивизм ведет к переоценке традиционного понимания разума. В противовес немецкой классической философии, подчеркивающей творческий характер познания и мощь разума, объединяющего черты человеческого и абсолютного, божественного разума, Лосский отводит познавательной деятельности реального человека «ограниченную, нетворческую роль». Деятельность мышления, которая для классического рационализма была высшим эталоном творчества, у Лосского предстает как «наименее творческая» по сравнению с другими сферами человеческой активности. Это нужно философу для того, чтобы подчеркнуть зависимость познающего субъекта от мира, его единство с миром. На основе гносеологии интуитивизма должна вырастать, по замыслу Лосского, новая онтология. Согласно этому учению, в составе мира есть прежде всего реальное бытие т.е. пространственно-временные или временные процессы. В основе реального бытия лежит идеальное бытие. Оно стоит выше пространственно-временных событий и имеет значение для множества событий. Выше их стоит конкретно-идеальное бытие, например, Я человека. Конкретно-идеальное бытие Лосский отождествляет с монадой Лейбница и называет его «субстанциальным деятелем». В этой системе всякий субстанциальный деятель есть индивидуум, т. е. единственный, своеобразный, незаменимый элемент мира, имеющий свое особое место и значение для всего мира. Отсюда Лосский органично переходит к принципу персонализма. На каждой ступени здесь утверждается наличие "субстанциального деятеля" более высокого порядка, почему концепция именуется также иерархическим персонализмом.
Каталог запорной арматуры
Случайные статьи:
- Фундаментальная онтология и антропология М.Хайдеггера
- Основные концепции бытия
- Антропологизм Л.Фейербаха
|