Среда, 18.12.2024, 23:26
Философия - любовь к мудрости
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [43]
Бесплатные игры, фильмы, сериалы
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Мои статьи

Проблема познания в интуитивизме Н. Лосского
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965 гг). - русский философ-персоналист.
Основные работы: «Обоснование интуитивизма», «Условия абсолютного добра. Основы этики», «Свобода воли», «Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей».
Основа философии Лосского - гносеологическое учение, объединенное с онтологией и получившее название интуитивизма.


Николай Онуфриевич Лосский

Лосский исходит из того, что ни рационализм, ни эмпиризм по причине неустранимого субъективизма не могут уверенно говорить о существовании мира. Чтобы преодолеть эту ситуацию  гносеология должна отказаться от предпосылки рационализма и эмпиризма, согласно которой субъект и объект обособлены друг от друга так, что объект находится за пределами процесса знания и посылает в сферу этого процесса только свои действия или свои копии, прирожденные субъекту. То есть гносеология должна исходить из единства субъекта и объекта.
В принципе мыслима такая точка зрения, согласно которой объект и субъект не подчинены друг другу и в отношениях друг с другом обладают самостоятельностью. Но они все же образуют неразрывное единство. Этот путь Лосский и называет интуитивизмом.
Лосский считает, что всякое переживание, называемое словом «знание» есть переживание о чем-любо. То есть в переживании должна присутствовать не копия объекта, а сам этот объект. В противном случае вступает в силу прежнее различение субъекта и объекта. «Все имманентно всему».
Интуитивизм ведет к переоценке традиционного понимания разума. В противовес немецкой классической философии, подчеркивающей творческий характер познания и мощь разума, объединяющего черты человеческого и абсолютного, божественного разума, Лосский отводит познавательной деятельности реального человека «ограниченную, нетворческую роль». Деятельность мышления, которая для классического рационализма была высшим эталоном творчества, у Лосского предстает как «наименее творческая» по сравнению с другими сферами человеческой активности. Это нужно философу для того, чтобы подчеркнуть зависимость познающего субъекта от мира, его единство с миром.
На основе гносеологии интуитивизма должна вырастать, по замыслу Лосского, новая онтология. Согласно этому учению, в составе мира есть прежде всего реальное бытие т.е. пространственно-временные или временные процессы. В основе реального бытия лежит идеальное бытие. Оно стоит выше пространственно-временных событий и имеет значение для множества событий. Выше их стоит конкретно-идеальное бытие, например, Я человека. Конкретно-идеальное бытие Лосский отождествляет с монадой Лейбница и называет его «субстанциальным деятелем». В этой системе всякий субстанциальный деятель есть индивидуум, т. е. единственный, своеобразный, незаменимый элемент мира, имеющий свое особое место и значение для всего мира. Отсюда Лосский органично переходит к принципу персонализма. На каждой ступени здесь утверждается наличие "субстанциального деятеля" более высокого порядка, почему концепция именуется также иерархическим персонализмом.
Каталог запорной арматуры

Случайные статьи:

  1. Фундаментальная онтология и антропология М.Хайдеггера
  2. Основные концепции бытия
  3. Антропологизм Л.Фейербаха
Категория: Мои статьи | Добавил: blood48 (13.06.2010)
Просмотров: 2162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz