Суббота, 20.04.2024, 00:04
Философия - любовь к мудрости
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [43]
Бесплатные игры, фильмы, сериалы
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Мои статьи

Экономический материализм К.Маркса

Карл Маркс

Карл Маркс
(1818-1883 гг.) – немецкий социолог, философ, экономист. Маркса нередко рассматривают как одного из последователей Гегеля. Он продолжил развитие гегелевской диалектики и концепции отчуждения; предложил понимание истории на основе учения о базисе и надстройке.
Наиболее известные работы: «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Немецкая идеология», «Капитал».
Идея практики. Маркс утверждал, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а преобразует, изменяет ее. Труд как преобразование природы и активное одновременное преобразование людьми своих собственных общественных отношений и составляет бытие человека в обществе.
Практика:
1) исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики проявлениях.
2) практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми.
3) практика – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.
4) практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в «чистом мышлении», а в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано другими людьми, то есть различные предметы.
Именно в исторической практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума.
Материалистическая диалектика. В марксизме диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому не могут противоречить друг другу в своих результатах. Основными системообразующими принципами являются следующие:
1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).
2) принцип материальности мира. Утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;
3) принцип познаваемости мира. Мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;
4) принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение противоречий;
5) принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.
Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.
Основ достижения диалектико-материалистического способы мышления:
1) критика недостатков капитализма;
2) разработка проблемы практики, как критерия истины;
3) уяснение природы  общественного.
Материалистическое понимание истории. Маркс разделяет точку зрения на человека как на человека-в-сообществе. Именно в сообществе человек впервые способен показать путем самореализации в различных социальных группах то, кем он является. Но для Маркса труд - это формирующий процесс. С помощью труда, говорит Маркс, социальные институты так изменяются, что на новых исторических этапах могут быть реализованы другие человеческие качества. История - это процесс, посредством которого человечество реализует себя. История является процессом формирования, в котором человек становится человеком.
Этот необратимый процесс проходит через следующие экономические стадии: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капитализм, коммунизм. Переход от одной экономической стадии к другой представляет собой качественный скачок, который необходимо совершается по мере развития экономики до некоторой точки насыщения.
Для Маркса фундаментальной является экономика, а не дух, как для Гегеля. Поэтому экономико-материальные факторы называются базисом, а культурные феномены, подобные религии, философии, этике, литературе и т.д., - надстройкой.
В своей крайней форме исторический материализм влечет за собой следующие положения.
1) Базис, а не надстройка, является движущей силой истории.
2) Базис определяет надстройку, а не наоборот. Однако у Маркса противоречия сглажены и он, скорее утверждает, что экономика и мышление взаимно определяют друг друга, но экономике принадлежит решающая роль.
Концепция отчуждения (философская антропология Маркса). Сама по себе мысль об отчуждении человека уже была глубоко проанализирована в немецкой классической философии. Основная идея Маркса - идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоление отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего. Базисным для всякого отчуждения человека является экономическое отчуждение или отчужденный труд. Отчуждение по Марксу - процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Субъект превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей.
Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. Преодолеть отчуждение можно только посредствам уничтожения частной собственности, что возможно в связи с революционными преобразованиями общества и самого человека. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе - в труде, производительной деятельности. Процесс, обратный отчуждению - присвоение человеком собств. подлинной человеческой сущности. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужденного труда. Что будет, если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.

антицеллюлитная программа

Случайные статьи:

  1. Представления о культуре в истории философской мысли
  2. Познание как предмет философского анализа
  3. Психоанализ и его значение для европейской философии
Категория: Мои статьи | Добавил: blood48 (12.06.2010)
Просмотров: 6540 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz